Лохи — они и в Лувре лохи!!!

В 1896 году Шепсель и Лейба Гохманы, а также антиквар Антон Фогель вместе с компаньоном Шиманским сумели обмануть лучших парижских экспертов.

Братья Гохманы жили в Одессе и были весьма узнаваемыми людьми. Основным видом их деятельности была скупка различного рода вещей, которые можно было продать дороже. Братья-предприниматели обосновались не так далеко от места, где шли раскопки древней Ольвии – крупнейшего города греческой империи в Северном Причерноморье. Такое соседство позволяло им зарабатывать неплохие деньги на продаже антикварных находок богатым клиентам (в основном они продавали фрагменты плит из мрамора с греческими надписями на них). Эти находки были бесценны. Однако со временем братья поняли, что этот бизнес недолговечен. На поиск, извлечение и продажу находки уходило слишком много времени. К тому же, спрос на антиквариат постоянно рос, а количество не увеличивалось. Выход из положения предприимчивыми братьями был найден очень быстро: они начали сбывать фальшивый антиквариат.

Первая крупная афера.

Первым, кто попался в хищные лапы мошенников, был коллекционер из Николаева – некий г-н Фришен. В один прекрасный день, на его породе возникли крестьяне (на самом же деле это были переодетые люди, посланные братьями Гохманами), которые предложили коллекционеру купить изделия из золота, которые якобы они нашли, работая в поле. Г-н Фришен с радостью приобрел находку. Но во время экспертизы, проивзеденной в Одесском археологическом музее, было обнаружено, что данные золотые изделия являются фальшивыми. Не стоит упомянать, что найти продавцов-крестьян не удалось.

Тиара для Лувра.

Окрыленные таким ходом дел и получением первых легких денег, Гохманы решили заняться своим бизнесом за границей. В Вену прибыл некий коммивояжер из Одессы, которым был Шепсель Гохман. Его познакомили с директорами Венского Императорского музея города – г-ну Бруно Бухеру и г-ну Гуго Лейшингу. Предложение Шепселя заключалось в продаже невероятной и чрезвычайно редкой тиары скифского царя Сайтафарна. Тиара была признана настоящим произведением искусства и оценена по достоинства, но господа директора отказались платить за нее сумму, запрошенную владельцем.

К удивлению, потерпев неудачу в Вене, Шепсель не разочаровался и взялся за дело с пущим задором. Он решил найти покупателя в лавках, торгующих антиквариатом. Так, он познакомился с Антоном Фогелем – владельцем антикварной лавки и с маклером Шиманским. Именно они стали агентами братьев Гохман в Лувр. Спустя год, весной 1986 года, в столицу Франции прибыли Фогель и Шиманский. Они удачно продали вышеупомянутую тиару. Братья Гохман обогатились на 86 тысяч франков каждый. Шиманский получил за свои услуги 40 тысяч франков, Фогель – 74 тысячи.

 «Фальшивка!»

После выставления тиары в Лувре, многие эксперты и ученые заявили, что они сомневаются, что тиара подлинна. А.Н. Веселовский – профессор Петербургского университета, а также Адольф Фуртвенглер – мюнхенский историк, доказавшие фальшивость тиары. Однако они заметили, что данный предмет поистине искусно сделан. Специально созданная экспертная комиссия после изучения тары и сопоставления фактов о царе Сайтафарне резюмировала следующее: «Данная тиара является произведением искусства, выполненным профессионалами, обладающими глубокими знаниями о древнем царе…»

Мнение экспертов осталось незамеченным дирекцией Лувра. В течение семи лет вся Европа приезжала в Лувр с целью оценить тиару. Все споры по поводу подлинности тиары развеял известный одесский ювелир по имени Израиль Рухомовский. Парижская газета в скором времени опубликовала заявление этого ювелира. Данная статья гласила: «Израиль Рухомовский, гравер из Одессы, проживающий по адресу улица Успенская, до 36, утверждает, что тиара – дело его рук. Заказ был выполнен им за сумму в две тысячи рублей за восемь месяцев. С полной категоричностью гравер готов подтвердить свое авторство, но только в том случае, если французское правительство компенсирует его расходы на командировку».

После получения командировочных Рухомовский приехал в Париж в апреле 1903 года. У администрации Лувра ушло целых 14 дней на допрос Израиля. Одесский гравер вспомнил до мельчайших деталей состав сплава, из которого была изготовлена тиара. Таким образом, сомнения в его авторстве отпали. Однако же стоит заметить, что для изготовления тиары была использована настоящая находка. Археологами была обнаружена ольвийская плита, на которой содержалось информация о неком Протогене, который в знак признательности и почтения, преподнес царю подарок – 900 золотых. Про тиару упоминаний на плите не было.

Рахимовский объяснил свое решение сделать тиару тем, что он постоянно нуждался в деньгах. Гохманы предложили ему заработать за один заказ сумму эквивалентную его заработку за год – примерно 1800 рублей. Для одного заказа это была невероятная сумма денег. Признание Рахимовского вызвало величайший скандал. Тиара же была убрана с показа и перемещена в музейный склад.

Несмотря  на доказанную причастность к преступлению братьев Гохман, Фогеля и Шиманского, этим господам не было предъявлено обвинений. Израиль Рухомовский, разочаровавшись своей неудачной попыткой достичь знаменитости, возвратился на родине, где имя его вскоре было забыто. Что же касается тиары, то она на до сих пор выставлена на всеобщее обозрение в Музее декоративного искусства Парижа.

«Афера века» сделала Шепселя Гохмана скандально известным, что не отразилось, однако, на его доходах. Иностранные газеты писали о триумфе Гохмана — правда, почему-то называя его очаковским раввином... По мнению газетчиков, триумф этот состоял в том, что при участии одного из парижских Ротшильдов Шепсель Гохман сбыл Луврскому музею за 400 тыс. франков фальшивую тиару скифского царя Сайтафарна.

Фирма Гохманов продолжала делать свое дело. Клиентами фирмы по-прежнему оказывались частные коллекционеры (по большей части из США), а также музеи России, Германии, Франции, Англии, Греции, Италии и тех же Соединенных Штатов. «Товар» поставлялся через подставных лиц (Фогелю и Шиманскому хватало работы).

Несмотря на скандальную историю с тиарой Сайтафарна, дирекция Лувра в 1939 г. снова приобрела «скифское» изделие. На этот раз — серебряный рог для питья в виде кабаньей головы с рельефными фигурами скифов. Новое приобретение тоже оказалось подделкой, причем аналогичный ритон был еще в 1908 г. куплен Московским историческим музеем.

Обе работы вышли из одной и той же мастерской, которой руководили братья Гохманы. Говорят, что и эти изделия — дело рук Израиля Рухомовского.

 

Веб-мани: R477152675762