Россиян привлекают мощи сомнительного происхождения

В конце мая в Москву прибыло ребро Николая Мирликийского, он же Чудотворец. О событии говорили по радио, писали в газетах, показывали на телевидении. В итоге столь освещаемая новость привела к очередям из десятков тысяч россиян, включая президента, которые решили приложиться к благодатным мощам.

В отличие от минувших турне святынь в Россию, приезд ребра приятно удивил. Город не встал в пробках, а желающие посмотреть и пообщаться с частичкой Николая не мерзли пачками на морозе. Однако некоторые вопросы остались. Например, почему россиян так привлекло именно ребро, и принадлежат ли эти останки на самом деле тому самому Чудотворцу?

Николай Чудотворец, без преувеличения, один из самых почитаемых христианских святых в России. Его икону вы встречали или у родственников дома, или на торпеде у таксиста, или бросив взор на ассортимент многочисленных церковных магазинов. Этот образ приносит миллионы. Неудивительно, что приписываемое ему ребро могло вызвать такой ажиотаж. Удивительно другое. Московский регион и без этого ребра, наверное, является одним из самых напичканных мощами Николая Чудотворца. Найти частицы его мощей можно в 25 храмах и монастырях. Так, частица мощей Николая уже 26 лет хранится в серебряном ковчеге в Даниловом монастыре. Более трех лет частица мощей хранится в пешей доступности от Кремля и Храма Христа Спасителя – в Сретенском монастыре на Большой Лубянке. Есть частицы мощей и в храме в Брюсовом переулке.

Свои благодатные останки Николая есть в распоряжении Новодевичьего женского монастыря, Иоанно-Предтеченского женского монастыря, Николо-Перервинского монастыря столицы. Завидный набор мощей есть у Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Кроме частицы мощей Николая Чудотворца, там можно найти мощи святого Петра и частицы Креста Господня. В 2012 году крупную частицу мощей получил домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого. Икона с частицами мощей Николая находится в Храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни. Аналогичная икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Частицы мощей также находятся в храмах Николая Чудотворца в Котельниках, в Старом Ваганькове, в 1-м Голутвинском переулке, на улице Бакунинской, в Хамовниках и других.

Есть частицы мощей Николая и в других городах России. В Санкт-Петербурге их можно обнаружить в Иоанновском женском монастыре, в Екатеринбурге в Ново-Тихвинском женском монастыре. Имея такой объем частиц мощей Николая в России трудно объяснить, почему именно импортное ребро вызвало такой ажиотаж. Тем более, что многие усомнились в его аутентичности, как, собственно, и в аутентичности остальных частиц Николая в России. Так, публицист Александр Невзоров в одном из выступлений отметил, что если посчитать все ребра святого Николая, разбросанные по миру, их будет около 200. Это несколько больше, чем стандартный набор ребер человеческого скелета. Экспертизы останков Николая никогда не проводились, и никто с уверенностью не может сказать, что привезенное ребро, как и частицы мощей, рассеянные по России, принадлежат одному человеку, и только ли человеку они принадлежат. С уверенностью сегодня можно сказать лишь о том, что объем мощей Николая и других святых заставляет задуматься: всегда ли Церковь честна к своей пастве?

Сообщения о том, что клир и разного рода умельцы подделывают мощи святых, появились в источниках примерно тогда же, когда и сами святые. Иногда эти антифейковые расследования заканчивались целыми богословскими сочинениями. Так, в начале XII века известный историк Гвиберт Ножанский пишет сочинение «О святых и их поручительстве». В нем он пытается доказать обитателям монастыря Сен-Медар в Суасоне, что у них не может находиться молочный зуб Спасителя, как и другие элементы его тела. Уже тогда он находит удивительным, что существует несколько черепов Иоанна Крестителя.

Заметно усилилась борьба с поддельными мощами в период Реформации. Венцом этой борьбы стал «Трактат о реликвиях» Жана Кальвина. Во многом благодаря этому творению сегодняшние протестанты безразличны к мощам святых. В Трактате Кальвин не просто критикует католиков, он публично высмеивает их нелепые попытки фальсифицировать христианские реликвии, в том числе и мощи святых. Изучив все данные, Кальвин сделал вывод, что у Церкви имеются: два экземпляра крайней плоти Иисуса Христа, невообразимое количество молока Богородицы, четыре терновых венца, четыре копья Лонгина, 14 гвоздей Креста Господня и такое количество остатков это Креста, что из них можно собрать корабль. Кроме этого, Кальвин нашел три экземпляра тела праведника Лазаря из Вифании, два тела Марии Магдалины, и по два — апостола Матфея, Фомы и Варфоломея.

Подделывать мощи и особенно доверять греческим фальсификаторам любили и на Руси. Так, в 1374 году епископ Суздальский Дионисий привез ковчег с реликвиями из Константинополя. В нем, среди прочего, находились: губка, которую подносили к устам Христа; часть гробного камня; часть ризы Богородицы; волосы из бороды Христа; очередной «оригинальный» терновый венец и даже часть яслей и кровь Христа.

Особенно эта страсть к подделкам усилилась и стала массовой в XVI-XVIII веках.

Усилилась настолько, что в Духовном регламенте 1721 года Петр Первый говорит о ситуации с мощами «много бо и о сем наплутано». В этом же документе говорится, что тело святого первомученика Стефана лежит и в монастыре Бенедиктинском, и в церкви святого Георгия, и в церкви Лаврентия в Риме. А молока Богородицы излишне много по Италии, как и гвоздей Креста Господня. Несмотря на то что Петр пытался бороться с ярко выраженными фальсификациями реликвий и мощей, последующая история и первые советские исследования показали, что Русская церковь достигла виртуозности в подделке святых артефактов.

Придя к власти, советское правительство умудрилось устроить не только массовый расстрел клира и снос храмов. Были проведены уникальные для истории исследования мощей святых, которые ударили по Церкви, как никакие другие репрессивные меры.

Сегодня можно долго спорить о чистоте тех действий, но, тем не менее. В Архангельской губернии 20 декабря был изучен гроб с мощами Артемия Веркольского. Заключение исследователей: признаков костей нет. За мощи выдавались уголь, гвозди и кирпичи. При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. В феврале 1919 года в Юрьев-Польском был вскрыт гроб с мощами князя Гавриила. Судя по заключению, найдены были останки сразу трех человек, в том числе ребро ребенка. В эти же дни была вскрыта усыпальница Ефросинии Суздальской. Найти удалось матерчатую куклу с кусками костей. В Воронеже вместо центральной части тела Митрофания Воронежского был найден мешок с трухой. Среди мощей Саввы Сторожевского была найдена кукла из ваты, 33 кости и две денежные единицы. Вместо мощей Александра Свирского была найдена восковая фигура. Вместо мощей Павла Обнорского исследователям удалось обнаружить доски, старые монеты, землю, кирпичи, стружку и прочие элементы бытия, не имеющие отношения к человеческому организму.

С тех событий прошел почти век, но фальсификация мощей никуда не делась. Как и при Кальвине, в XXI веке особой ценностью обладает череп Иоанна Крестителя. Такой ценностью, что увидеть его можно и в Амьенском соборе во Франции, и в храмах Рима и Мюнхена.

Появились и современные дельцы, которые пытаются сколотить состояние, как некий загадочный Маркус из Южной Германии, который промышленно штампует христианские реликвии.
И не в последнюю очередь деятельность этих персонажей направлена на пополнение России новой «святостью».

Несколько лет назад в аэропорту города Салоники были задержаны греческий дьякон и его швейцарский подельник. Занималась эта парочка добычей костей с близлежащего кладбища и превращением их в мощи святых.

Нашли у них сотни костей, некоторые из которых уже научились мироточить. Ряд из них даже был приписан Марии Магдалине и Андрею Первозванному. По некоторым сведениям, интересовал этих кадров и рынок мощей России, и один Бог знает, сколько их костяных произведений, в том числе «мощей» Николая Чудотворца, разошлось по нашим храмам до задержания.

ИСТОЧНИК

Веб-мани: R477152675762