«Философский пароход» (1922 год).Невольные эмигранты.

Это событие сыграло в судьбе нашей страны отрицательную роль. Ведь изгнанию подлежали представители творческой интеллигенции: ученые, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. И все лишь потому, что они отстаивали в своей деятельности и творчестве принцип духовной свободы. "Философский пароход" превратился в символ эмиграции интеллигенции.

Беспрецедентным актом во всей мировой истории стала высылка передовых мыслителей. Власть таким образом целенаправленно и добровольно снижала духовный и умственный потенциал своего народа, изгоняя из государства самых образованных, талантливых и творческих людей. Все они оказались помехой в цели подчинения влиянию партии всего народа.

Корабли увозили в изгнание, в неизвестность, без права возвращения множество интеллигентов. Глядя с позиции современности, в свете жестоких репрессий, которым был подвергнут народ в годы советской власти, можно иначе оценить это событие. Высылаемые свое изгнание воспринимали как трагедию. Однако оно оказалось на самом деле их спасением. А таланты и знания этих людей стали достоянием мирового искусства, культуры, науки. Не говоря о том, что уцелели семьи тех, кто сел на "философский пароход". Да и сам Ленин и его соратники эту акцию рассматривали как акт "милосердия".

Уникальным явлением в мировой истории является "философский пароход". 1922 год, однако, - это лишь начало. Множество наших соотечественников покинули Родину в последующие годы. В три волны проходила эмиграция. Заметим, что Россия - единственное государство в Европе, из которого была осуществлена в 20 веке массовая эмиграция граждан, принудительная ("философский пароход") и добровольная. После Гражданской войны, в период между 1920 и 1929 годами, страну покинуло от 1,5 до 3 млн жителей, разочарованных введенными властью большевиков порядками: репрессиями, борьбой с инакомыслием и партийной диктатурой. Интеллигенция отправлялась в государства Западной Европы, Китай, Америку, Турцию, Маньчжурию. Однако это была лишь первая волна эмиграции. За ней последовала вторая - во время, а также после Второй мировой войны. Тогда за рубежом оказались порядка 1,5 млн советских граждан. С возникновением легальной возможности отправиться за границу, которая была предоставлена в начале 1970 годов, последовала и третья волна, продолжающаяся и по сей день.

Почему же люди согласились сесть на "философский пароход"? 1922 год - очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов, историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру - пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и "Новую жизнь". А ведь именно здесь печатались из номера в номер "Несвоевременные мысли" Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, "приручить" ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав "философский пароход". Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

16 ноября в направлении к Германии отправилась "Пруссия" - еще один "философский пароход". Эмиграция интеллигенции продолжилась 19 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход "Жанна" 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы - в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вез "философский пароход" 1922 года - славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

По распоряжению Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что: предметом суда не могло стать отстаивание свободы мысли, а также отказ от единомыслия, навязываемого сверху. Л. Троцкий  писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть.

Основной целью этой высылки было заставить интеллигенцию молчать, запугать ее. Это являлось предостережением: не следует выступать против советской власти. Посвященная высылке статья в "Правде" не случайно была названа "Первое предостережение".

Кто и как готовил высылку? Хроника событий. Чтобы придать видимость законности этому акту, в Уголовный кодекс по указанию Ленина была  срочно введена статья «О праве замены  расстрела высылкой за границу по решению ВЦИК (на срок или бессрочно)... расстрел за неразрешенное возвращение из-за границы». 19 мая 1922 года Ленин пишет секретное письмо Дзержинскому, где называет профессоров, писателей и других представителей интеллигенции «явными контрреволюционерами, пособниками Антанты, организацией ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи». Через две недели Дзержинский подает записку в политбюро ЦК РКП(б) «Об антисоветских группировках среди интеллигенции». На основании этой записки была создана комиссия, которая должна была составить списки кандидатов на высылку. 17 июля в письме к Сталину Ленин пишет: «Комиссия ... должна предоставить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистить Россию надолго... Всех их – вон из России. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов – выезжайте, господа!» 10 августа ВЦИК принял декрет «Об административной высылке за границу или определенные местности РСФСР лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям. Срок высылки согласно декрету не может превышать трех лет». Были составлены три списка: московский, петроградский и украинский. В ночь с 16 на 17 августа были произведены повальные обыски и аресты одновременно в Москве, Петрограде, Казани и ряде других городов, 17–18 – в Украине, 31 августа–1 сентября – среди активного студенчества. Каждый, подлежащий высылке, должен был дать подписку следующего содержания: «Дана сия мною, гражданином... Государственному Политическому Управлению в том, что обязуюсь не возвращаться на территорию РСФСР без разрешения органов советской власти. Статья 71 Уголовного кодекса РСФСР, карающая за самовольное возвращение в пределы РСФСР высшей мерой наказания, мне объявлена, в чем и подписываюсь». Из воспоминаний М. Осоргина: «На допросе следователь спрашивает: «А вы, говорите, философ? А чем же занимаетесь?; или: «Вы чем занимались?» – «Был ректором университета». – «Вы что же, писатель? А чего вы пишете?» Я спросил у (следователя): «Собственно, в чем мы обвиняемся?» – Он ответил: «Оставьте, товарищ, это неважно! Ни к чему задавать пустые вопросы». Условие: если уехать добровольно и за свой счет, то в 5-тидневный срок и освобождается из-под ареста, а если нет, то будет сидеть до высылки. «Как вы хотите уехать? Добровольно и на свой счет?» – «Я вообще никак не хочу». Он изумился. – «Ну, как же это не хотеть за границу? А я вам советую – добровольно, а то сидеть придется долго». Спорить не приходится: согласился – добровольно». («Как нас уехали», Париж, 1955, с. 180-185). На Лубянке заверили изгнанников, что высылают на три года, но этому поверили далеко не все. Уже существовал указ о лишении гражданства всех эмигрантов, принятый 15 октября 1921 года. Акт изгнания казался настолько чудовищно несправедливым и необоснованным, что многим казалось, что через три года все успокоится и войдет в норму, и они смогут вернуться домой. 31 августа появилось сообщение в «Правде» о высылке «наиболее активных контрреволюционных элементов из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов». Это была очередная фальшивка, потому что контрреволюционерами они не были.

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в "Известиях" писал, что "политически ничтожны" элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. "Диктатура пролетариата", установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление "философского парохода", партия надеялась выполнить эту задачу.

Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии "Самопознание" Н. А. Бердяев писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он - сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а "персоналистический".

Имена самых значительных изгнанников

В числе изгнанных были Н. А. Бердяев - один из лучших философов России 20 века, такие известные философы, как С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. А. Боголепов, С. Н. Булгаков, Ф. А. Степун, Н. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. С. Трубецкой, а также А. В. Фроловский (историк), Б. П. Бабкин (физиолог), М. Осоргин (писатель). Среди изгнанных находились и прогрессивные передовые профессора, и руководители школ и высших учебных заведений, включая ректоров Петроградского и Московского университетов.

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже - тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры - бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая - выдворена из страны или помещена в лагеря.

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Благодаря своему высокому интеллектуальному и профессиональному уровню все изгнанники не только нашли возможность работать по специальности, но создали культурные и научные ценности, которые стали достоянием Европы и Америки. Н. А. Бердяев опубликовал много трудов, был признан ведущим мыслителем Европы и оказал большое влияние на развитие европейской философии; П. А. Сорокин, известный ученый-социолог, стал профессором Гарвардского университета и основоположником американской социологии; С. Л. Франк,  русский религиозный философ, внес большой вклад в развитие социальной психологии и гносеологии; выдающийся ученый – лингвист и литературовед Р. О. Якобсон, профессор Гарвардского университета; Игорь Сикорский – авиаконструктор, ученый, изобретатель, создатель самолетов и вертолетов; старейший микробиолог профессор С. Н. Виноградский успешно работал в Институте Пастера, сделал ряд открытий, заложил основы новых направлений в агробиологии и был избран членом Парижской Академии наук.

Россию покинули миллионы представителей гуманитарной интеллигенции – деятелей литературы и искусства, которые также внесли свой огромный вклад в развитие соответствующих областей других стран. Так называемая «добровольная» эмиграция  добровольной была лишь по форме, а фактически – вынужденной. Люди бежали от ужасов диктатуры, страха перед репрессиями, отсутствия свободы творчества и свободы личности, голода (интеллигенция вместе с кулаками причислялась к нетрудовым элементам и получала мизерные пайки). У нее не было другого выхода, как эмигрировать. Одно перечисление имен знаменитых людей, составлявших славу российского искусства и литературы, дает представление о том, чего лишился российский народ и чем обогатилась заграница: композиторы – С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, А. К. Глазунов, Н. Метнер, Добровей И. А.; дирижер – С. А. Кусевицкий; певцы – Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая, А. Н. Вертинский и многие другие; артисты балета – А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, В. Н. Нижинский, Т. П. Карсавина, С. М. Лифарь, гениальный хореограф М. Фокин, создавший Американский театр балета, С. П. Дягилев с его «Русскими сезонами»; выдающийся пианист В. С. Горовиц, гениальный скрипач Я. Хейфец и другие музыкальные исполнители; среди артистов Михаил Чехов и Вера Холодная. Не менее впечатляюще звучат имена замечательных художников, которые не смогли остаться в России и обогатили мировое искусство: М. Шагал, В. В. Кандинский, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Ю. П. Анненков, М. В. Добужинский, Н. С. Гончарова, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, З. Серебрякова и многие-многие другие. Писатели, поэты, литературные деятели, список которых велик и впечатляющ: А. И. Куприн, И. А. Бунин (Нобелевский лауреат), А. Толстой, Е. Замятин, К. Д. Бальмонт, Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Набоков, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Северянин, С. Черный, Д. Бурлюк, А. Аверченко, Н. А. Тэффи... Самое удивительное, что российские эмигранты ощущали свою миссию сохранить русскую культуру, культуру Серебряного века, чтобы вернуть ее в Россию, когда закончится этот «большевистский кошмар», а то, что он закончится – и скоро, верило большинство эмигрантов. Они готовились к возвращению на родину и готовили к этому новое поколение. Были открыты музыкальные, балетные и художественные школы, «Русский дом искусств» – в Берлине, Музыкальный центр С. А. Кусевицкого, Русская скрипичная школа Л. С. Ауэра, две русских консерватории в Париже; «Русское музыкальное общество за границей» под руководством С. Рахманинова, Русская художественная школа А. П. Архипенко.

Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Теперь вы знаете, что это за понятие - "философский пароход". Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

Веб-мани: R477152675762