За Родину… вашу мать!

Два миллиарда рублей будет выделено из федерального бюджета на проведение капитального ремонта монумента «Родина-мать зовёт». Формально ремонт объясняется желанием облагородить знаменитый памятник к чемпионату мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в том числе и в Волгограде. На самом же деле, о чём не раз говорили инженеры и музейщики, речь стоит вести не столько о ремонте, сколько о спасении монумента. Последние годы «Родина-мать» держалась за воздух, угрожая рухнуть в любой момент к подножию Мамаева кургана. Причиной тому стали роковые ошибки, допущенные при строительстве мемориала.

Над увековечиванием Сталинградской битвы начали думать почти сразу же, стоило на перепаханном взрывами Мамаевом кургане затихнуть канонаде. Свои проекты памятников в Комитет обороны присылали десятки архитекторов, однако вплоть до конца войны внимания на них не обращали – на повестке дня стояли более серьёзные задачи. Лишь в 1946 году успевшие покрыться пылью эскизы достали с полок. Но выбирать оказалось не из чего. Фантазия большинства авторов не выходила дальше возведения банальной стелы или установки танка на громадном постаменте. Было и совсем экзотическое предложение – законсервировать Мамаев курган в его нынешнем виде, сохранив все руины и таким образом создав мемориал под открытым небом. Но от такого креатива отказались сразу – памятник всё же должен был стать символом победы, а не навевать мысли о цене, которую пришлось за неё заплатить. «За Родину… вашу мать!» Конкурс на создание памятника в Сталинграде продолжался больше 10 лет. Итоги подвели лишь в 1959-м. Особого удивления имя победителя ни у кого не вызвало. Наоборот, было бы даже странно, если бы возводить мемориал доверили кому-то другому, а не академику Евгению Вучетичу, который к тому времени обрёл репутацию первого монументалиста страны.

Именно под руководством Вучетича в 1946 году в берлинском Трептов-парке был установлен монумент советскому воину-освободителю, в 1957-м у входа в здание ООН вырос памятник-символ «Перекуём мечи на орала», а год спустя на Лубянской площади столицы появился знаменитый Железный Феликс. Впрочем, одержав победу в конкурсе, академик ещё раз доказал, что свою славу снискал вполне заслуженно. Предложенный им проект мемориального комплекса для Мамаевого кургана полностью соответствовал поставленной задаче – в скульптурных композициях героика пересекалась с трагизмом, а величие духа подчёркивало торжество идеи. И пусть шептались злопыхатели, что фигуру скорбящей матери, склонившейся над телом павшего солдата, Вучетич передрал со знаменитой Пьеты Микеланджело, а сам образ Родины-матери напоминает Нику Самофракийскую – в конце концов, талантливый мастер всегда вдохновляется опытом великих предшественников. Сомнение вызывал лишь открытый рот нового шедевра Вучетича – слишком легкомысленно-непристойно, по мнению архитектурных чиновников, из-за этого выглядело изваяние. «А она просто кричит: «За Родину… вашу мать!» – объяснил скульптор, после чего от Вучетича отстали. В общем, творением восхищались все. Лишь инженеры чесали в затылках – как же строить всю эту громадину? Неугомонный Вучетич Задуматься было над чем. Во-первых, высота фигуры составляла 36 метров. Во-вторых, «летящая» форма статуи подразумевала, что отливать её из бронзы не получится – тяжёлый металл не выдержит нагрузок. В результате собирать «Родину-мать» решили по частям из предварительно напряжённого железобетона.

Возможность крена изначально закладывается в проект любого высотного объекта, однако у него всё же существует предел. Для «Родины-Матери» он составил 260 мм. В 2013 году отклонение достигло показателя в 221 ММ Стройматериал из проложенного арматурой бетона знали ещё в Древнем Риме, с его помощью соорудили знаменитый Колизей, но в качестве основы для памятников он ещё не применялся нигде и никогда. Однако самое большое беспокойство вызывала проблема устойчивости огромного монумента. Решить её взялся выдающийся инженер Николай Никитин. В качестве удерживающей основы для стремительно развёрнутой фигуры он предложил использовать 99 натяжных тросов весом 60 тонн каждый, проходящих от макушки до пяток статуи. Мощные стальные канаты удерживают и оставленную в замахе руку, проходя горизонтально внутри полого монумента. Позже этот принцип Никитин применил при проектировании Останкинской телебашни. Однако стоило инженерам решить одну задачу, как тут же появлялась другая, рождённая непомерным творческим энтузиазмом Вучетича.

Сперва академик решил водрузить «Родину-мать» на постамент, но затем неожиданно передумал. В результате основой для статуи стала небольшая бетонная площадка, уходящая на 16 метров в глубь кургана. При этом сама статуя к ней никак не прикреплена – «Родина-мать» стоит на фундаменте, словно шахматная фигура на доске. Проект был практически готов, когда неутомимый Вучетич выступил с очередной идеей. Теперь он решил увеличить высоту монумента – скульптору намекнули, что памятник победе в самом великом сражении современности должен быть самым высоким в мире. В результате «Родина-мать» «подросла» с 36 до 52 метров. С учётом же поднятого меча её высота и вовсе составила рекордные 85 метров. Погрузившись в работу, инженеры оперативно переделали расчёты, тихо молясь, чтобы Вучетич не придумал что-нибудь ещё.

Работа по возведению статуи заняла без малого восемь с половиной лет. Поскольку после тысяч разрывов бомб и снарядов курган лишился естественной формы и прочности, пришлось делать насыпь, заложив под фундамент памятника 150 тыс. тонн земли. Выручил строителей герой Сталинграда маршал Чуйков, отрядивший в помощь батальон солдат. Осенью 1967-го при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника. При виде «Родины-матери», зовущей в бой на врага, и от воспоминаний о пережитом многие не сдерживали слёз. Но нет-нет – у кого-то и проскакивала мысль: «А не упадёт ли на землю эта махина?»

Она кренится Сомнения возникли не на пустом месте. Первые признаки, что с памятником сделали что-то не так, появились задолго до его официального открытия. Так, в марте 1965 года специалисты Госстроя СССР высказали серьёзные опасения относительно будущего монумента. Отмечая, что гигантская статуя возводится в пределах берегового склона на обводнённой толще так называемых майкопских глин, сползающих в сторону Волги, авторы заключения констатировали опасность нарушения устойчивости памятника. Однако к тому времени «Родину-мать» уже почти достроили и прекращение строительства грозило немалым скандалом. Потому было решено произвести дополнительное бетонирование опалубки основания монумента и надеяться, что ничего страшного не произойдёт. Впрочем, ошибки обнаружились не только в геодезии.

Незадолго до открытия монумента главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов шёл на работу, когда внезапно услыхал громкий спор двух мальчишек. Те обсуждали, рухнет ли статуя прямо сегодня или всё-таки ещё чуть постоит. Абрамов повернул голову к Мамаеву кургану и ужаснулся: тяжеленный 33-метровый меч в руке «Родины-матери» колыхался из стороны в сторону. Как выяснилось, проектировщики не учли розу ветров над курганом и лезвие меча оказалось развёрнутым плашмя посреди воздушных потоков. В результате для преодоления парусности в нём сделали несколько отверстий, а спустя пять лет меч заменили на более лёгкий. А вот решить проблему с грунтами так просто не удалось. Как и предсказывалось, памятник почти сразу начал крениться. Но если с 1966 по 1970 год отклонение составило 102 миллиметра, с 1970 по 1986 год – 60 миллиметров, затем до 1999 года – 33 миллиметра и с 2000 по 2008 год – 16 миллиметров, то всего за два месяца 2009 года «Родина-мать» ушла в сторону сразу на 9 миллиметров. Причиной тому назвали строительство супермаркета у подножия кургана, что усугубило движение грунтовых вод.

Конечно, возможность крена изначально закладывается в проект любого высотного объекта, однако у него всё же существует предел. Для «Родины-матери» он составил 260 миллиметров. В 2013 году отклонение достигло показателя в 221 миллиметр. Тогда же архитектор Владимир Церковников, проводивший обследование мемориала, направил письмо главе Минкульта Владимиру Мединскому, указав в нём, что памятник находится под угрозой обрушения. Впрочем, в администрации музейного комплекса тогда заявили, что архитектор слишком сгущает краски. Однако, судя по всему, проблема действительно существует, раз на ремонт «Родины-матери» нынче решено выделить 2 млрд рублей – в Волгограде эту сумму уже назвали беспрецедентной. Впрочем, пока неясно, когда именно начнутся работы. К тому же директор музейного комплекса Алексей Васин уже заявил – мол, мы не можем позволить себе такой роскоши, чтобы главный туристический объект города два года стоял в лесах, потому будет решаться вопрос о корректировке сроков реставрации. Похоже, что штурмовщина и постоянные переделки проекта, которыми сопровождалось строительство монумента, ничему не научили.

Веб-мани: R477152675762